Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Конституционный судья РФ прочёл в ЮФУ лекцию

31.10.2016

Конституционный судья РФ Николай Бондарь 24 октября выступил на юридическом факультете ЮФУ с открытой лекцией о конкуренции конституционных ценностей, однополых браках и религиозных символах в соотношении с национальными традициями как показателе глобальных перемен и непримиримых противоречий в правовой жизни современной цивилизации.

Темой выступления стали «Глобальные перемены в современной правовой жизни: конкуренция конституционных ценностей и национальных традиций или столкновение цивилизаций?». Докладчик собрал полную аудиторию студентов самых различных направлений подготовки, сотрудников и преподавателей ЮФУ.
Рассуждая о глобальных переменах  в правовой жизни современной цивилизации,  лектор высказал мнение, что сегодня на наших глазах происходят перемены, затрагивающие сами основы права,   разрушающие многовековые представления  о таких  основополагающих  ценностях права и Конституции как равенство, свобода, справедливость. Эти процессы, по мнению Николая Бондаря, чрезвычайно остро актуализируют не только тему юридизации нашей жизни (что  чаще всего можно услышать в академических  юридических кругах), но прежде всего проблему присутствия, активного влияния   неправовых факторов, таких как социокультурные, нравственно-этические, национально-этнические, религиозные факторы, на правовую  жизнь общества. Их игнорирование ведет к утрате многовековых культурных, в том числе христианских, традиций Запада, к провозглашению новых, «неоконституционных  ценностей» однополой семьи,  абсолютизации прав сексуальных меньшинств, свободе пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и т.д. Как  итог: если в XX веке право было инструментом и одновременно – ареной политико-идеологической войны, то в XXI веке главный водораздел между современными правовыми системами  - цивилизационные, социокультурные, религиозные различия, их прямое влияние на правовую жизнь. 
 Все это получает как законодательное, так и судебное подтверждение. Однополые браки, например, напрямую признаются законодательством 21 страны; еще больше государств, где по этому пути (и значительно дальше) идет судебная практика, хотя формально-юридические аргументы для этого (не говоря уже о как  социокультурных) очень сомнительны.    Так, согласно недавно принятому решению Верховного  Суда США от 26 июня 2015 г. сам суд признал, что «Конституция ничего не говорит о праве на однополые браки» Но дальше Суд сделал удивительный в плане  юридической логики вывод, что тем не менее «термин «свобода», установленный пунктом о надлежащей правовой процедуре 14-й поправки, включает в себя это право». Тем самым суд ссылкой на 14-ю поправку к Конституции (была  принята в далеком 1886 году),  снял запрет на однополые браки в 14 штатах, где он сохранялся. Такие же или близкие подходы имеются в решениях высших (включая конституционные) судебных органов Австралии, Бразилии, Израиля, Франции, многих др. стран Запада, а теперь – и Восточной Европы.
Не менее показательны в этом плане законодательные и судебные решения, касающиеся различных символов, знаков религиозной принадлежности (распятие Христа, хиджаб, буркини и т.п.), возможность их использования в учебных заведениях, государственных учреждениях, иных публичных местах.  Известны в этом плане законодательные решения не только во многих  мусульманских странах, но и не совпадающие с позицией Европейского Суда по правам человека решения высших судебных инстанций Италии, Венгрии,  Турции и т.д.
Россия вправе решать эти, как и все другие, актуальные вопросы правовой жизни, убежден Николай Бондарь, в соответствии со своими социокультурными ценностями, которые, получая закрепление в Конституции, приобретают юридическую силу конституционных ценностей.  И этому не может препятствовать ни позиция ЕСПЧ (например, по однополым бракам), ни мнение западных законодателей новых «конституционных мод», с которыми часто  не соглашается не только мусульманский мир, но и составляющие большинство населения мира страны Азии, Африки.  Не случайно кардинальные перемены в современной правовой жизни связаны, по мнению лектора, не только с правовой глобализацией, но и с автономизацией, партикуляризацией правовой жизни (самый свежий пример в этом плане – процесс  создания Азиатского Суда по правам человека, который, наверняка, не будет азиатской копией ЕСПЧ).     
При этом автономизация правовой жизни с учетом социокультурных, религиозных особенностей общества не обязательно связана, по мнению Николая Бондаря, с ограничением прав и свобод. Хотя  государственная власть вправе и даже обязана ограничивать права и свободы граждан, когда это связано с необходимостью достижения тех целей, которые предусмотрены самой Конституцией. В этом плане, например, запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних никаким образом не нарушает личных прав граждан, так же как и запрет на продажу табачных изделий среди несовершеннолетних не нарушает прав курильщиков, а запрет на рекламу и продажу несовершеннолетним алкоголя не ограничивает прав лиц, допускающих употребление спиртных напитков. Следовательно, в ограничении свободы слова в виде запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних нет никакой дискриминации лиц, эти отношения практикующих.
Из этих подходов исходил и Конституционный Суд РФ, когда оценивал  введение в правовое поле ст. 6.21 КоАП РФ; она  полностью соответствует п. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Отсюда профессор подвел слушателей к выводу о том, что нетрадиционные сексуальные отношения вполне можно классифицировать как наносящие ущерб нравственности не только с религиозных  позиций христианства, но и с социокультурной точки зрения, распространенной в российском обществе. 
Николай Бондарь убежден, что  законодательные, судебные решения многих зарубежных стран, ЕСПЧ в отношении однополых семей, абсолютизация сексуальных свобод  – это частное, но достаточно серьезное  проявление глобального кризиса современной правовой жизни. 
Особая роль в правовом обеспечении, защите  национальных ценностей принадлежит Конституции. Конституция – не просто некий юридический текст; это правовая  Библия, юридическое зеркало, отражающее социокультурный портрет общества и государства.  Как одну из характерных тенденций в современном мире Николай назвал дефицит конституционализма, одним из основных показателей чего является низкий уровень конституционной культуры. Одновременно очевиден глобальный  кризис конституционализма, связанный с  деградацией традиционных правовых институтов власти и свободы личности, обесцениванием  в условиях противостояния цивилизаций самого права как равной для всех, универсальной  меры свободы. Именно поэтому, рассказал профессор,  процесс правовой глобализации, в основе которого находится вроде бы нарастание универсального в нормативно-правовых стандартах современной цивилизации,  в то же время сопровождается обострением конкуренции, противостояния ведущих правовых систем современности, что  объективно ведет к усилению тенденций национально-правовой суверенизации  и регионализации с учетом социокультурных особенностей государственно-правовых сообществ современной цивилизации.
В завершение своего выступления Николай Бондарь ответил на вопросы студентов.                

Материал подготовила сотрудник лаборатории «Центр общественных коммуникаций» Александра Мокина