Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
высшей квалификациипо направлению
1. Код и наименование направления подготовки – 37.06.01 психологические науки.
2. Уровень образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
3. Нормативный срок обучения - по очной форме составляет 3 года по заочной форме – 4 года.
4. Направленность образовательной программы. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются психические процессы, поведение, свойства и состояния человека; проявления психологических феноменов в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях; психологические технологии организации и управления поведением личности и группы, психологические механизмы влияния людей друг на друга, формирования отношений, образов и представлений о социальных объектах и процессах. А также понятия, гипотезы, теории, психологические модели, диагностические, коррекционные и консультативные программы, психологические тренинги, технологии психотерапевтических воздействий на личность, методы экспериментального исследования свойств и состояний личности, психических процессов. Виды деятельности выпускников: научно-исследовательская, проектно-инновационная, производственная, организационно-управленческая деятельность в области теоретической, прикладной, консультативной психологии, гуманитарных наук в целом.
· 19.00.01- «Общая психология, психология личности, история психологии»;
· 19.00.02 –«Психофизиология»;
· 19.00.05- «Социальная психология»;
· 19.00.07 – «Педагогическая психология»;
· 19.00.13 – «Психология развития, акмеология»;
· 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»
( педагогические науки).
5. Преподавательский состав образовательной программы.
Шифр спец-ти | Название специальности | Руководители | Звание, должность | Тематика научных исследований | Научные достижения | |
19.00.01 | Общая психология, психология личности, история психологии | Джанерьян Светлана Тиграновна Шкуратова Ирина Павловна Тащёва Анна Ивановна Абакумова Ирина Владимировна Шкуратов Владимир Александрович Васильева Ольга Семеновна | Д.психол..н., проф. зав. каф. психол. личности К.психол.н., доц., доц. каф. психол. личности К.пихол.н., доц., доц. каф. психол. личности Д.психол..н., проф. зав. каф. общей психол.и психологии развития Д.филос.н. проф., проф. каф. общей психол. и психологии развития К.псхол.н., доц., каф. общей психол. и психологии развития | Самосознание и профессиональное самосознание личности. Ценностно-смысловые отношения личности. Психология профессиональной карьеры личности. Отбор и оценка персонала. Проблемы профессионально-карьерного консультирования личности. Стилевые характеристики личности и их проявление в общении; самораскрытие личности в общении; мотивация общения. Феноменология семьи и семейных отношений, психологическая помощь личности и семье, теоретические и прикладные проблемы психологического консультирования. Проблема смыслообразования в психолого-педагогическом аспекте, проблема кадрового отбора и профессиональной пригодности лиц, работающих в службах безопасности, информационные технологии в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, акселерация и ретардация в обучении и развитии, смысловая педагогика, психодидактика, смысловая психология. Медиаментальность; ментальность исторических эпох и периодов; развитие психики в процессе историогенеза; проблемы нарративной психологии. Психология и культура здоровья, психология экстремальной деятельности. Межличностные и меконфессиональные отношения. | Являются действительными членами различных Международных Академий, в том числе «Академии психологических наук»; «Академии педагогических и социальных наук»; Входят в состав жюри экспертов РФФИ, в состав редакционных советов ряда психологических журналов. Входили в состав программных комитетов международных конференций по общей психологии, в том числе по психологии личности и истории психологии (2001- 2011 г.г.), проведение которых было поддержано грантами РГНФ; Являются членами Европейской федерации преподавателей психологии (EFPTA), членами Российского психологического общества и организаторами съездов психологов России. | |
19.00.02 | Психофизиология | Ермаков Павел Николаевич Дикая Людмила Александровна Воробьёва Елена Викторовна Бабенко Виталий Вадимович | Д.биол.н, проф, декан, зав. каф. психофизиологии К.психол.н., доц., доц. каф. психофизиологии Д.психол.н., проф., проф. каф. психофизиологии Д.биол.н, проф. проф. каф. психофизиологии | Психофизиология: межполушарная асимметрия головного мозга, психофизиологические механизмы высших психических функций, психофизиологические факторы оптимизации и функционирования коллективов и малых групп, психолого-педагогические проблемы образования. Психофизиология и психология творчества, одаренности, психофизиологических и психологических предпосылок успешной профессиональной деятельности, функциональной межполушарной асимметрии мозга, стрессоустойчивости, психологии деятельности в экстремальных ситуациях. Психофизиология когнитивных и мотивационных процессов, психогенетика. Психофизиология когнитивных процессов. | Представители научной школы в течение многих лет принимают участие в федеральных, региональных, международных программах – грантах Министерства образования и науки РФ; Российского гуманитарного научного фонда; Российского фонда фундаментальных исследований; осуществляют научную деятельность в рамках Федеральных целевых программ России, среди кото-рых Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», государственная программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы. | |
19.00.05 | Социальная психология | Лабунская Вера Александровна Рюмшина Любовь Ивановна Введенский Игорь Витальевич | Д.психол.н., проф., зав. каф. социал. психологии Д.психол.н., проф., проф. каф. социал. психологии К.психол.н., доц., доц. каф. социал. психологии | Социально-психологические аспекты бытия человека, невербальное выражение его личности, социально-психологические факторы образования Экзистенциально-гуманистическая психология, онтопсихология общения. Социально-психологические основы рекламных и маркетинговых исследований; исследование и социально психологические аспекты формирования брендов и имиджа организаций; психология искусства. | Грант РГНФ № 06-06-00171а. «Психология общения»: теория, методология, практика. Грант РГНФ, № 07-06-00682 а «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности». Грант РГНФ №10-06-16010д «Энциклопедический словарь «Психология общения». | |
19.00.07. | Педагогическая психология | Абакумова Ирина Владимировна | Д.психол..н., проф. зав. каф. общей психол. и психологии развития | Проблема смыслообразования в психолого-педагогическом аспекте, проблема кадрового отбора и профессиональной пригодности лиц, работающих в службах безопасности, информационные технологии в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, акселерация и ретардация в обучении и развитии, смысловая педагогика, психодидактика, смысловая психология. | Разработка проекта «Открытие научно-исследовательской лаборатории» совместно с Институтом психологии РАН. первая половина 2011г.; «Разработка и внедрение образовательных программ по вопросам толерантности и их методологического обеспечения для учебных заведений всех уровней системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования».2010г. | |
19.00.13. | Психология развития, акмеология | Сидоренков Андрей Владимирович Терёхин Вячеслав Александрович Абакумова Ирина Владимировна | Д. психол.н., проф., зав. каф. психол. управления и акмеологии К. психол. н., доц., доц. каф. психол. управления и акмеологии Д.психол..н., проф. зав. каф. общей психол. и психологии развития | Психология малой группы: неформальные подгруппы, групповая динамика, сплоченность, доверие. Психодиагностика: технологии и методы. Деловое общение. Социальные представления и морально-нравственные ценности. Социальная психология деятельности. Совместимость и сработанность. Межличностные отношения в семье как специфической малой группе. Совместная деятельность на разных этапах отношений. Конкурентоспособность молодого специалиста. Проблема смыслообразования в психолого-педагогическом аспекте, проблема кадрового отбора и профессиональной пригодности лиц, работающих в службах безопасности, информационные технологии в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, акселерация и ретардация в обучении и развитии, смысловая педагогика, психодидактика, смысловая психология. | Грант РГНФ№ 11-06-00029а. «Разработка методов и технологии комплексного психологического исследования малых групп в организации» (2011) Грант Министерства образования и науки РФ №03.Р20.11.0095 «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Южном или Северо-Кавказском федеральном округе» | |
13.00.01 | Общая педагогика, история педагогики и образования (пед. науки) | Фоменко Владимир Трофимович Федотова Ольга Дмитриевна Сафонцев Сергей Александрович | Д.пед.н., проф., зав. каф. педагогики и пед.психологии Д.пед.н., проф., зав. каф. психологии и педагогики ВО Д.пед.н., проф., проф. каф. психологии и педагогики ВО | Модели современного образования. Когнитивная дидактика. Структурно-системный анализ учебного процесса. Теория, история, методология педагогики. Философия образования, зарубежное образование, сравнительная педагогика, теория высшего образования. Теория и практика психолого-педагогического образования, педагогическая эпистемология. Образовательная квалиметрия и теория измерения латентных переменных, являющихся особыми направлениями педагогической диагностики. | Грант Министерства образования и науки РФ №03.Р20.11.0095 «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Южном или Северо-Кавказском федеральном округе». | |
6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Данная образовательная программа полностью обеспечена современной научно-исследовательской базой по профилю направления, возможностью доступа к информационным и электронно-библиотечным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам. Она включает:
· компьютерный класс на 12 посадочных мест, стационарные компьютеры;
· мультимедийный комплекс для презентации слайдов и наглядных пособий (фильмов, анимационных презентаций, семинарских заданий, проектных работ студентов, магистрантов и аспирантов) и может транспортироваться в любую аудиторию для проведения учебных, практических, научно-исследовательских, тренинговых занятий, а также досуговых и воспитательных мероприятий;
· проекционные доски, видеокамеры; ноутбуки.
· электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ, библиотека МИОН (http://www.library.sfedu.ru); Сайт университета (http://sfedu.ru);
· Лабораторию экспериментальной психологии;
· Лаборатория когнитивной психофизиологии;
· Лаборатория исследований экспрессивного поведения личности;
· Лаборатория организационной психологии и маркетинговых исследований;
· электронный практикум производителя «УМК – коллектор» (Москва);
· электронные тесты производителя «Иматон» (Санкт-Петербург);
· психофизиологическая аппаратура фирмы МТД Таганрог – прибор «Психофизиолог» для изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей респондентов, проведения тестирования с помощью личностных опросников;
· акустическое кресло и Бос-тренинг аппаратура, реализованная в компьютерном варианте для проведения тренингов, практикумов, семинарских занятий по спецкурсам специализации;
· программные обеспечения для подсчета достоверности научно-исследовательских проектов аспирантов – «Statistika 6».
·
7. Результаты освоения программы. В результате освоения программы аспирантуры у обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:
· способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
· способность планировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2);
· готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
· способность использовать основы знаний в области истории науки и философии науки для решения проблем в междисциплинарных областях (УК-4);
· готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке (УК-5);
· способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6).
У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:
а) вне зависимости от направленности программы:
· способность находить, формулировать и решать актуальные и значимые проблемы фундаментальной и прикладной психологической науки и других гуманитарных наук (ОПК-1);
· готовность к освоению известных и разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области психологии и гуманитарных наук (ОПК-2);
· способность создавать и исследовать новые психологические модели в гуманитарных науках (ОПК-3);
· способность к творческому применению, развитию и реализации психологических алгоритмов в различных областях жизни и деятельности (ОПК-4);
· готовность организовать работу исследовательского коллектива в области психологии и гуманитарных наук (ОПК-5);
· готовность профессионально излагать результаты своих исследований и представлять их в виде научных публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций (ОПК-6);
· способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-7);
· готовность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей) (ОПК-8).
б) в соответствии с направленностью программы:
19.00.01- «Общая психология, психология личности, история психологии»
· способность владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в области психологии самосознания, ценностно-смыслового содержания жизни личности, психологии семейных отношений, зависимого и созависимого поведения личности (ОПК-9);
· способность владеть методами эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОПК-10);
19.00.02 –«Психофизиология»
· способность к анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био- психо-социальных составляющих функционирования (ОПК-11);
· готовность к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ОПК-12);
· способность к выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ОПК-13);
19.00.05- «Социальная психология»
· готовность к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ОПК-14);
· способность и готовность к разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ОПК-15);
19.00.07 – «Педагогическая психология»
· готовность проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс и образовательную среду (ОПК-16);
· способность разрабатывать и внедрять методы, стимулирующие самопознание, самокоррекцию учащихся, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, проявления творчества (ОПК-17);
19.00.13 – «Психология развития, акмеология»
· способность проводить диагностику и экспертизу психологических свойств, состояний и процессов, различных видов деятельности индивидов и групп (ОПК-18);
· готовность подбирать, разрабатывать и реализовывать технологии и методы профилактики, коррекции и оптимизации развития индивидуального и группового субъектов жизнедеятельности, акмеологической поддержки профессионалов (ОПК-19);
· способность к внедрению новых решений проблемы достижения профессионализма как высшей ступени развития человека с учетом внешних и внутрисубъектных условий, факторов становления профессионального мастерства (ОПК-20) .
8. Возможные сферы деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников предполагает навыки и способности для решения научно-исследовательских, прикладных и практических задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, обороноспособности страны, предпринимательской деятельности, в области организации различных видов взаимодействия и осуществления психологического консультирования широкого круга специалистов. В области работы с персоналом и формирования имиджа различных организаций, в маркетинговых службах и рекламных агентствах, в области оказания помощи населению, в общественных и административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям, научно-исследовательских и психолого-аналитических центрах разного профиля (психологические, центры занятости, центры психологической поддержки семьи, центры профориентации, центры подбора и отбора персонала, центры карьер), в социально-экономической сфере – фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес - структуры, а также высшие образовательные учреждения.