Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Бакаева Ирина Александровна

+7(863) 218-40-00 доб. 11644; +7(8634) 68-08-90 доб. 11644

Степень: Кандидат психологических наук

Научно-исследовательская лаборатория теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями - Ведущий научный сотрудник

Кафедра психологии образования - Доцент

г.Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13 каб.311а пер.Днепровский, 116 каб. 424 корп.3

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/iabakaeva
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/iabakaeva

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный педагогический университет (01.09.2000 - 15.06.2005)
    Специальность "Психология"
    "Психолог. Преподаватель психологии"
  • повышение квалификации: Образовательный фонд "Талант и успех", г. Сочи (10.07.2016 - 15.07.2016)
    "Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в области физико-математических, естественно- научных и инженерных знаний"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону (04.11.2016 - 07.04.2017)
    "Управление и экономика в высшем образовании"
  • повышение квалификации: ЮФУ (01.11.2017 - 20.12.2017)
    "Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя"
  • послевузовское образование: чоу по"Гармония" г.Санкт-Петербург (01.10.2007 - 01.05.2008)
    "Тренинг тренеров"
    программа профессиональной переподготовки 256час.
  • повышение квалификации: Университет Национальной технологической инициативы 2035 (28.06.2021 - 28.07.2021)
    Основы педагогического дизайна в условиях цифровой трансформации
  • повышение квалификации: Академия "Юрайт" (01.02.2021 - 10.02.2021)
    Тренды цифрового образования
  • повышение квалификации: Ассоциация эмбодимент специалистов (01.10.2019 - 20.02.2020)
    Введение в эмбодимент. Ресурсные состояния
  • высшее образование: повышение квалификации (15.01.2022 - 05.02.2022)
    Edu-scrum в образовании

Дата начала общего стажа: 01.12.2004

Стаж по специальности (в годах): 17

Преподаваемые дисциплины:

  • Тренинговая работа с детьми
  • Психологическое сопровождение одаренных детей и подростков
  • Интерактивные технологии в образовании
  • Тьюторское сопровождение в цифровом образовательном пространстве.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (МУАМ)
  • Профессии будущего и стратегии формирования профиля личности
  • Модуль проектной деятельности

Информация об экспертной деятельности:

Уровень: Эксперт - член жюри олимпиад школьников
Научное направление: Психология
Ключевые слова:
Уровень: Эксперт научно-технической сферы
Научное направление: Психология
Ключевые слова: одаренные дети, творческие конкурсы

Дополнительная информация:

Защита кандидатской диссертации "Психологические особенности инициации самостоятельной деятельности подростков в дистанционном образовании" в 2016 году по специальности 19.00.07 - педагогическая психология (психологические науки)

С 2006 по 2008 гг. исполняла обязанности зам.декана по социально-воспитательной работе.

январь 2019 - по наст. время - Руководитель центра тестирования и подготовки к олимпиадам Образовательного кластера ЮФО.

Руководитель магистерской программы "Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности" 2022 г.н.. 2019 г.набора.

Основные этапы педагогической деятельности:

С 2005 по 2014 гг.- ассистент кафедры специальной и практической психологии РГПУ, ЮФУ

с 2014 по 2016 гг. - ассистент кафедры психологии образования ЮФУ

с 2016 г. по 2019 г. - старший преподаватель Академии психологии и педагогики ЮФУ

с 2019 г. - по наст. время - доцент АПП ЮФУ

С 2012г. по наст. время - преподаватель психологии Регионального  центра выявления и поддержки одаренных детей "Ступени успеха"

2004-2012гг. - психолог, отдел  по работе с одаренными детьми ГОУ ДОД "Областной центр дополнительного образования детей"

Всего опубликовано 60  работ, из них - 45  научных, 15 - учебно-методических.

Учебных пособий ; 8.

Монография: 4.

Сфера научных интересов: 

Наставничество в проектной деятельности в образовании;

Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности;

Развитие талантов детей и молодежи, сопровождение индивидуального образовательного маршрута в электронной образовательной среде;

Интерактивные технологии в образовании.


Деятельность в Академии психологии и педагогики:

1.Руководитель программы повышения квалификации "Успешность молодого специалиста на рынке труда" для студентов, магистрантов и выпускников, 2017, 2019, 2020  - летней тематической школы "Успешный старт" Академии психологии и педагогики.

2. Руководитель студенческой научной лаборатории "Интерактивные технологии в образовании", 2014-по наст.вр.

3. Руководитель проекта "Наука для всех: молодежь - детям", 2017.

4. Организатор олимпиад, конкурсов, конференций для студентов и школьников "Ломоносов", "Психология в образовании", "Фестиваль психологии и педагогики", Дистанционной олимпиады по психологии АПП ЮФУ и др.
5.   Программный директор, координатор направления "Ресурсные состояния" в проектно-образовательных интенсивах "SfeduNet".

6. Участник- эксперт проекта "Плеяды" в рамках Всероссийского конкурса "Большие вызовы" по направлению "Когнитивные исследования".

7.Эксперт регионального этапа Вероссикого конкурса "Большие вызовы".

8. Руководитель ДПО "Инновационные технологии обучения и воспитания одаренных детей", "Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности",  "Agile- подход в проектной и исследоваткльской деятельности".

 Основные публикации:

В журналах, включенных в базу данных Web of Science

  1. Bakaeva I. A., Vanzha L. N. The Study of Personality Pro[le of Distance Education Teacher // RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL. 2015 VOL. 12 N 3. Pp. 16-33.

  2. Бакаева И.А., Абакумова И.В., Колесина К.Ю. Технологии инициации самостоятельной деятельности учащихся в дополнительном дистанционном образовании //(IJCRSEE) International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education Vol. 4, No.2, 2016.

  3. Бакаева И.А., Новохатько Е.Н., Шевырева Е.Г. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с детским церебральным параличом и их родителей// Сибирский психологический журнал, 2019, N71, с.180-197.
  4. Abakumova I., Bakaeva I., Grishina A., Dyakova E. ACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN DISTANCE EDUCATION  OF GIFTED STUDENS// International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 7(1), 85-94 //http://www.ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/323/254 //www.ijcrsee.com
  5. Suroedova, E.Tushnova, Y.Bakaeva, I.Shevyreva, E. Stylistic and typological features of students ' thinking as a factor of psychological readiness for innovative activity //E3S Web of Conferencesthis link is disabled, 2021, 273, 10008.

В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций:

1. Бакаева И.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ //Психология обучения. 2015. N 8. С. 22-36.

2. Бакаева И.А., Ванжа Л.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. N 3. С. 16-32.

3. Абакумова И.В., Бакаева И.А., Голубова В.М., Москаленко А.Е. ТЕХНОЛОГИИ ИНИЦИАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. N 12. С. 139-147.

4. Бакаева И.А.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ. //Открытое и дистанционное образование. 2016. N 3 (63). С. 62-68.

5. Бакаева И.А. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ //Психология обучения. 2016. N 11. С. 21-34.

6. Бакаева И.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Психология обучения. 2017. N 9. С. 36-46.

7. Шевырева Е.Г., Бакаева И.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА //Проблемы современного педагогического образования. 2018. N 60-2. С. 474-478.

8. Бакаева И.А., Шевырева Е.Г. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Психология обучения. 2018. N 11. С. 44-54.

9. Бакаева И.А., Новохатько Е.Н., Шевырева Е.Г. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ //Сибирский психологический журнал. 2019. N 71. С. 180-196.

10. Бакаева И.А. Психолого-педагогический класс в контексте дополнительного образования //Мир университетской науки: культура, образование. 2019, N4. стр. 57-64.


 Учебно-методические пособия:

1. Интегративная методика создания смыслообразующей среды профилактики зависимостей подростков            Учебно-методическое пособие //Занина Л.В., Бакаева И.А., Гаврилова А.В., Дроздова И.И., Ингерлейб М.Б.,Муженская А.Г. -Москва: Изд-во "Кредо". 2014.      http://elibrary.ru/item.asp?id=22642802, http://elibrary.ru/item.asp?id=22642803

2. Абакумова И.В., Бакаева И.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ОСНОВЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС") Методическое пособие / Москва, 2016.

3. Бакаева И.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ТРЕНИНГОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ". Ростов-на-Дону, 2016.

4. ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ //Материалы III Всероссийской студенческой конференции / Ответственный редактор И.А. Бакаева. 2016.

5. Шевырева Е.Г., Юматова И.И., Бакаева И.И.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ //Учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", Академия психологии и педагогики, Отделение психолого-педагогического образования. Ролстов-на-Дону, 2016.

6. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ //Занина Л.В., Бондарев М.Г., Сурнина М.В., Бакаева И.А., Барсукова О.В., Брикунова С.С., Дудникова С.А., Дроздова И.И., Косикова Л.В. Методическое пособие / Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, Образовательный кластер ЮФУ. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2017. Сер. Педагогам и психологам, работающим с одаренными детьми. Том Выпуск 1.

7. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ// Занина Л.В., Бакаева И.А., Барсукова О.В., Звонарева О.В., Ищенко А.Б., Агеева Ю.К., Кирик В.А., Косикова Л.В. Ростов-на-Дону, 2017. Сер. Педагогам и психологам, работающим с одаренными детьми Том Выпуск.

8.Психология одаренности: учебник/ Абакумова И.В., Бакаева И.А., Белоусова А.К. и др. - М, 2019.


Монографии:

1. Опыт, проблемы и перспективы развития специальной психологии в современном обществе //Бакаева И.А., Дроздова И.И., Шевырева Е.Г., Новохатько Е.Н., Юматова И.И. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ //Юматова И.И., Бакаева, И.А., Дроздова И.И., Косикова Л.В., Новохатько Е.Н., Шевырева Е.Г. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2019.

 3. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ: Монография/ Бакаева И.А., Бондарев М.Г., Горюнова Л.В. и др. - Р/Д-Таганрог, 2020. - 224с.

4. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
Занина Л.В., Горюнова Л.В., Дикая Л.А., Зинченко Е.В., Бакаева И.А., Тимченко Е.С., Новак Н.Г., Шипитько О.Ю.
Ростов-на-Дону ; Таганрог, 2021.